История Ферапонтова через историю моего рода

С. А. Дячок

        Так счастливо сложилась моя жизнь, что историю Русской Фиваиды и Ферапонтова монастыря, историю жизни и репрессий русского духовного сословия я постигаю через историю моего рода, рода священнослужителей Новгородской губернии Кирилловского уезда Бриллиантовых.

        «Русская Фиваида» – название, данное русским религиозным писателем XIX в. Андреем Николаевичем Муравьёвым Белозерскому краю Вологодской губернии в 1855 г. во время его путешествия. Он писал, что северный край, с его иночеством и отшельничеством, ничуть не уступает всемирно известной Египетской Фиваиде, что в северных монастырях были продолжены духовные традиции Троице-Сергиевой лавры и её основателя Сергия Радонежского. Здесь царит мир русских икон и Кирилло-Белозерского, Горицкого и Ферапонтова монастырей, дух новгородской вольности и истинной веры.

Иван Михайлович Бриллиантов

Иван Михайлович Бриллиантов. Прим. 1894 г. Фонды КБИАХМЗ.

        Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри основаны в самом конце XIV века иноками московского Симонова монастыря Кириллом и Ферапонтом. Здесь, в северных глухих местах искали они единения с Богом. Их долгими и кропотливыми трудами выросли в Белозерье крупнейшие монастыри – видные культурные и религиозные просветительные центры Руси. Их архитектура, коллекции икон, церковной утвари, рукописной книги до сих пор изучаются специалистами.

        Ферапонтов монастырь всемирно знаменит тем, что церковь Рождества Богородицы расписана великим художником московской школы Дионисием и его сыновьями за 34 дня. Сейчас монастырь входит в список памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Фильм «Дионисий», созданный вологодскими кинодокументалистами, – лауреат Государственной премии в области литературы и искусства за 2003 г.

        Все Бриллиантовы были священнослужителями, теологами, историками, краеведами. Основатель династии, мой прапрадед, Иван Михайлович (1839-1895 гг.) всю жизнь служил священником церкви пророка Илии в селе Цыпино, учил сельских детей. Вместе с Ларисой Андреевной имел большую и дружную семью, четырёх сыновей и пятерых дочерей. Русское священство было сословием с особым укладом жизни, девочек выдавали замуж за духовных лиц, приходы передавали сыновьям или зятьям. Так и Ивану Михайловичу досталось служить в церкви пророка Ильи от отца жены, священника Андрея Архиповича Кемского.

        Девочки получали домашнее образование, дававшее им право на преподавательскую деятельность, учились домоводству и рукоделию. Отдых был наполнен постановками домашнего театра, облагораживанием известного на всю округу сада, где росли даже диковинные помидоры. Одна из них, моя прабабушка, Екатерина Ивановна Бриллиантова (1873-1960 гг.), имела знаменитых братьев: Александра, Ивана, Леонида, Вениамина. Семья стала в ферапонтовской округе очагом культуры и просвещения.

        Сыновья получили хорошее образование, духовное и педагогическое.

        Старший сын Александр Иванович Бриллиантов (1867-1934 гг.) заведовал кафедрой Истории древней церкви Санкт-Петербургской Духовной академии вплоть до её закрытия в 1918 году, был автором многих книг, являлся членом-корреспондентом РАН.

        Иван Иванович Бриллиантов (1970-1931 гг.) также работал в Санкт-Петербургской духовной академии − помощником инспектора, преподавал в двух духовных училищах, но душой был всегда привязан к родным местам и северным монастырям. Он прославился созданием и опубликованием в 1899 г. первой и лучшей истории Ферапонтова монастыря «Ферапонтов Белозерский, ныне упразднённый монастырь, место заточения патриарха Никона». Так к 500-летию монастыря Ферапонтово обрело своего летописца.

        Благодаря своему образованию и краеведческим знаниям он один из первых предположил принадлежность фресок монастыря кисти московского иконописца Дионисия, расписавшего ранее Успенский собор Московского Кремля. Однажды на дверце Богородичного собора Иван Иванович Бриллиантов увидел и расшифровал церковнославянскую вязь, из которой следовало, что храм расписал некий иконник Дионисий с сыновьями и что работы завершены в сентябре 1502 года. Знаток русской иконографии Василий Тимофеевич Георгиевский, объезжая северную глухомань, подтвердил историческую значимость собора и сопоставимость его с творениями итальянского Возрождения.

        В село Ферапонтово устремились исследователи, художники, начался сбор средств по восстановлению редкого сокровища. С тех пор знаток и дилетант, паломник и случайный путешественник, студент-художник и мастер могут «общаться» с великим Дионисием. Дважды была там и я, с удовольствием впитывая мощь древнерусского искусства и нежность, лёгкость, прозрачность, после снятия налета, красок Дионисия.

        Исследования Ивана Ивановича побудили игуменью Таисию на основание в Ферапонтовом монастыре женской обители, и в 1912 году там уже жили 85 насельниц, при них 4 священника. Становление обители и реставрационные работы соседствовали рядом.

        Революция, годы красного террора и воинствующего атеизма сыграли роковую роль в семье моих предков. Благородная роль Комиссий по сбору и сохранению памятников церкви, где работал Иван Иванович, постепенно угасла. В трудные времена братья Иван и Вениамин проявляли много мужества и настойчивости в деле сохранения памятников древности, но остановить бесчинства по разграблению церковной утвари музейного характера он не мог. “В Кириллове, – горько пишет он, − ограбили все ризницы, сняли оклады и венцы с икон, увезена даже серебряная рака преподобного Кирилла, дар бояр Шереметьевых VII века…”. В годы репрессий всё многочисленное семейство Бриллиантовых на какой-то период возвращалось на родину, под сень отцовского дома, но стены не спасали.

        Старший брат, Александр Иванович, какое-то время жил в голодном Петрограде, преподавал историю средневековья и христианства в институтах, в 1920-х годах работал главным библиотекарем в Публичной библиотеке Петербурга, хранил архивы закрытой советской властью Духовной академии. В период смут он сохранял верность каноническому священноначалию русской православной церкви, его мнение ценилось многочисленными почитателями – иерархами, клириками и церковными учеными.

        По сфабрикованному «делу академика Платонова», направленному против лучших научных сил дореволюционной Академии наук, проходило более 100 человек, среди которых С. Ф. Платонов, Н. П. Лихачев, Е. В. Тарле и другие. Александр Иванович в июне 1930 года был арестован и осуждён, работал на Беломорканале, затем в Сибири, где похоронен − нам неизвестно.

Иван Иванович был арестован в числе небольшой группы лиц ферапонтовской округи с другими священнослужителями, они обвинялись «в терроризировании и угрозах бедноте, торможении хода политической кампании по созданию колхозов». В 1931 году, 23 февраля, он был расстрелян вместе со свояком, мужем Екатерины Бриллиантовой о. Александром Фоминым, моим прадедом.

        Вот таких просвещенных, знающих и неравнодушных к судьбе России братьев имела моя прабабушка Екатерина Ивановна Бриллиантова. Вместе с мужем, священником отцом Александром, она построила дружную семью, в которой было 6 детей. Многое пережила, в один день потеряла и мужа, и брата. После расстрела мужа, получив клеймо жены «врага народа», спасаясь на Кольском полуострове, оказалась в поселке Умба, где жила с дочерью Юлией. Здесь, на севере, её дочь встретила своего будущего мужа, Ивана Зайцева, и в 1935 г. родилась моя мама, Зинаида Зайцева.

       

Александр Иванович Бриллиантов

Иван Иванович Бриллиантов

       

        Между старшими братьями Александром и Иваном за всю жизнь установились отношения крепкой поддержки и трогательной заботы. В Петроград из села Цыпино Иваном Ивановичем отправлялись посылки с продуктами, в письмах сообщались новости из родных мест. Письма начинались со слов «любезный мой брат», заканчивались − «любящий тебя брат Иван». И мне хочется, чтобы мои сын и дочь так же общались друг с другом, как их предки.

        Переписка братьев Бриллиантовых, 145 писем, хранится в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге в фонде А. И. Бриллиантова, опубликована Музеем фресок Дионисия и содержит для нашей семьи и постороннего читателя много интересного из истории России 1894-1929-х годов, пропущенного через их личные судьбы.

        Имена братьев Бриллиантовых включает Православная энциклопедия, вологодскими краеведами написаны их биографии. Музей фресок Дионисия, его научный сотрудник М. Н. Шаромазов, организует выставки и публикует сборники по истории села Ферапонтово, разыскивает потомков Бриллиантовых. Благодаря им я имею генеалогическое древо рода Бриллиантовых. У меня есть многие опубликованные материалы.

        Историю нашего рода хранит филиал Музея фресок Дионисия в г. Кириллове, Дом-музей Бриллиантовых. С заведующей этого музея Татьяной Александровной Клубковой я поддерживаю тесную связь. Я, как и все потомки, в 2006 г. была приглашена на 5-летний юбилей Дома-музея. В двух комнатах меня всегда греют и ждут копии старинных фотографий, архивные документы, мебель, иконы, книги, личные вещи моих предков. Летом 2008 года я и дочь Полина решили передать в дар музею нашу реликвию, старинное зимнее платье конца XIX − начала XX веков.

        Очень радостно мне оттого, что восстанавливается и бывшая усадьба семьи Бриллиантовых на Ильинском погосте. Уже почти реконструирована деревянная церковь Ильи Пророка, памятника 1775 года, где служили многие из предков и где я побывала этим летом. Предполагается выстроить здесь и аналог дома Бриллиантовых, расчистить сад, сделать усадьбу музейной экспозицией.

        Потомков Бриллиантовых, детей репрессированных отцов - священнослужителей, разбросало по всей России. Многие из них принадлежат к культуре и просвещению: педагоги, архитекторы, музыканты. Есть они и в Мурманской области: я, Дячок Светлана Адиковна, 32 года работаю в областной универсальной научной библиотеке; в посёлке Умба проживает моя родная тётя Плохова Лидия Ивановна, педагог с большим стажем; в Сестрорецке – её дочь Игнатьева Екатерина с сыновьями. И, конечно, мои дети, Полина и Иван, они работают и учатся. Назвать их «Иванами, не помнящими родства» уже нельзя, думаю, они продолжат составлять существующее генеалогическое древо рода, в котором 9 поколений. Они ещё не были в Доме Бриллиантовых, но благодаря моим рассказам и семейным фотографиям у них появилось желание побывать там. Очень хочу, чтобы связь поколений по линии моей мамы не прервалась.

        Так история семьи тесно переплелась с историей русской духовной культуры. Семья – это важнейшая структура общества, помогающая воспитывать лучшие качества. Традиции в семье, хороший пример родителей, даже если они делают ошибки, рано или поздно «прорастут» новыми побегами и продолжатся дальше в детях и внуках.

        Я точно знаю, что дорога к восстановленной церкви на Цыпинском погосте, которую я прошла недавно, − это дорога к постижению самого себя, своих истоков и осознания своего предназначения в жизни.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Православная энциклопедия /под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. − Т. 6: Бондаренко − Варфоломей Эдесский. − М.: Правосл. энцикл., 2003. − 752 с.: ил., карты. Сайт:  http://www.pravenc.ru/

2. Выдающиеся вологжане: биограф. очерки. – Вологда, 2005. – С. 206-210.

3. Бриллиантовы: история села Ферапонтово: мат. выст. 16 окт. 2004 – 10 янв. 2005 /Музей фресок Дионисия. - Ч.1. – Ферапонтово, 2004. – 59 с.

4. Дом Бриллиантовых: филиал музея фресок Дионисия: буклет. – [Б.г.]

5. Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову: 1894-1929 гг. // Ферапонтовский сб. – М., 1997. - вып. IV. – 271 с.

6. Павлов С.Н. Иван Иванович Бриллиантов – историк Ферапонтова // Ферапонтовский сб. – М, 1985.- вып. I.- С.11-37.

7. Алексеева М. Историк Ферапонтова: [И. И. Бриллиантов] // Новая жизнь. – 1990. – 26 июля.

8. Алексеева М., Шаромазов М. Две даты – две эпохи // Новая жизнь. – 1991. – 8 июня.

9. Бачурина Н. …И нет деревни без праведника // Красный Север. – 2002. – 11 сент.

 

 

Главная | Как нас найти | Информация | Какие фамилии мы ищем | Об обществе

"Кольский родословец-I" | "Кольский родословец-II" | "Кольский родословец-III"

 "Кольский родословец-IV"  | "Кольский родословец-V"

Хостинг от uCoz